Особенности современного первоклассника:

У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Завышенный   уровень самооценки.

Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!

У современных детей более слабое здоровье.

Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

 Как помочь первоклашке?

Будите ребенка спокойно, улыбайтесь ему.

Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Помните, что ребенок не виноват в том, что Вы опаздываете.

Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил(а)?»

Встречая ребенка из школы, не засыпайте его вопросами, дайте ему отдохнуть, расслабиться, вспомните, как Вы чувствуете себя после рабочего дня.

Если Вы видите, что ребенок чем-то огорчен, не пытайте его, пусть успокоится и тогда расскажет все сам.

После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо отдохнуть 2 часа. И помните – занятия поздним вечером – бесполезны!

Не заставляйте делать все задания сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

Во время приготовления домашнего задания не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если ему понадобится Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон и поддержка необходимы.

В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты это сделаешь, то…»

В течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите их ребенку.

Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех в семье. Все разногласия решайте без него.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

Успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день.

 

Памятка для родителей №1
Проблемы здоровья связанные с изменением статуса ребёнка:

Соблюдайте режим дня. Укладывайте спать в 21.00.

Наблюдение за правильной посадкой во время выполнения домашних заданий, соблюдение светового режима.

Предупреждение близорукости, искривление позвоночника тренировка мелких мышц кистей рук.

Организация полноценного питания. Витаминизированное питание.

Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности (кружки, спортивные секции).

Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка

 

Памятка для родителей №2.
Важные  у с л о в и я  психологической комфортности в жизни первоклассника:

создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;

обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;

недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);

исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;

предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;

поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;

развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Правила предложенные известным педагогом и психологом
Симоном Соловейчиком:

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

* Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

* Не дерись без причины.

* Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

* Играй честно, не подводи своих товарищей.

* Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

* Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

* Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

* Старайся быть аккуратным.

* Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

* П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Не рекомендуемые фразы для общения:

Тысячу раз говорили тебе, что…

Сколько раз надо повторить…

И о чем ты только думаешь…

Неужели так трудно запомнить!...

Ты становишься невыносимым…

Отстань, мне некогда…

Иди, сам подумай (или читай еще раз)…

Почему Лена (Вася, Петя и т.д.) такая умница, а ты  - нет?!

Рекомендуемые фразы для общения:

Ты у меня умница!

Как здорово, молодец!

Как хорошо у тебя получилось, научи меня!

Спасибо тебе…

Если бы ты не помог (помогла), мне бы одной не справиться!

 

Адаптация пятиклассников к школе

Что необходимо знать родителям.

    Окончена начальная школа, и ваши дети переходят в среднее звено, где у них  начнётся новая жизнь – среди новых педагогов, работников школы. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам.     Очень хочется, чтобы новые перемены  не отдалили вас друг от друга, а, наоборот, сблизили, сделали вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у  детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали им переживать трудные минуты жизни.

     Опыт показывает, что  самое хорошее образовательное учреждение не может полностью заменить семью, семейное воспитание. И поэтому очень важно интересоваться учёбой ребёнка.

     Некоторых детей  невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются в себе, перестают быть искренними и откровенными. А интерес родителей пятиклассника придаёт особое значение всем его достижениям. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается ребятами с благодарностью, способствует близости родителей и детей. Всё должно быть замечено родителями: и радость преодоления трудностей, и победы над собой.

     Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе детей ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит.

    Педагогу надо помочь ребятам адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только пятикласснику к школе, к классному руководителю, к учителям-предметникам, но и самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему ребёнку, который стал младшим подростком.

    Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к  новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

 

     Причинами медленной адаптации в 5 классе является следующее:

  • Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  • Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассников пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  • Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удаётся уделить всем необходимое внимание.

   Все  переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Совместными усилиями мы с вами, уважаемые родители, сможем помочь нашим детям пережить этот сложный период.

Рекомендации для родителей.

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  над  его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.        

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих  одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила и с их помощью готовить ребёнка к взрослой жизни.

Правила эти просты:

  • Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

Не дерись без причины.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

   Очень хорошо, если вы, уважаемые родители, поместите эти правила в комнате или рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

    И очень хочется пожелать вам, уважаемые родители, чтобы вы придерживались золотых правил воспитания:

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 
  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками. 
  3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. 
  4. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. 
  5. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. 
  6. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. 
  7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. 
  8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  9. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. 
  10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы. 

 

Признаки и симптомы возможного употребления детьми наркотиков

Физиологические признаки:

  • Бледность или покраснение кожи;
  • Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • Несвязная, замедленная или ускоренная речь;
  • Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • Хронический кашель;
  • Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
  • Резкие скачки артериального давления;
  • Расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки:

  • Беспричинное возбуждение, вялость;
  • Повышенная или пониженная работоспособность;
  • Нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
  • Уходы из дома, прогулы в школе по неуважительным причинам;
  • Трудности в сосредоточенности на чем-то конкретном;
  • Бессонница или сонливость;
  • Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
  • Повышенная утомляемость;
  • Нежелание общаться с людьми, с которыми раньше были близки;
  • Снижение успеваемости в школе;
  • Постоянные просьбы дать денег;
  • Пропажа из дома ценностей и вещей;
  • Частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры с друзьями;
  • Самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
  • Частая ложь, изворотливость;
  • Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
  • Неопрятность внешнего вида;
  • Склонность к прослушиванию специфической музыки;
  • Проведение большей части времени в компании асоциального типа.

Очевидные признаки :

  • Следы от уколов на руках, ногах, порезы, синяки;
  • Бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
  • Закопченные ложки, фольга;
  • Капсулы, пузырьки, жестяные банки;
  • Папиросы в пачках из-под сигарет, снотворные и успокоительные препараты.

                                                                                 

                                                                                                                

Памятка для родителей

 Уважаемые мамы и папы! Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением вашими детьми наркотиков, помните:

 

1.Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо тех трудных ситуаций, в которые он может попасть.

2.Если ваш ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте  проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решать вместе.

3.Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы от того, что он может принимать наркотики.

4.Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в компании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

5.Наблюдайте за поведением и состоянием вашего ребенка .

6.Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо  срочно обратиться к специалистам.

7.Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

8. Помните! Если ваш ребенок принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

                                      

Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?

 

  1. Разберитесь в ситуации.

Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего ребенка след неизвестного вам укола, это еще не означает, что ваш ребенок  неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотиков , хотя и формируется достаточно быстро, но все же на это требуется время. Кроме того бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Помните о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства по медицинским показаниям и они не стали наркоманами. Найдите в себе силы  спокойно во всем разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с данной ситуацией или вам нужно обратиться за помощью к специалистам. И постарайтесь с первых же минут стать для своего ребенка  не врачом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником , который  поможет справиться с надвигающейся опасностью.

  1. Сохраните доверие.

Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это , скорее всего, оттолкнет подростка , заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно, для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы сможете поговорить с ним по душам, на равных, обратиться к взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия  мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном отрицательном опыте. Было ли тогда важным для вас почувствовать себя взрослым или быть принятым в компанию. Испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные ощущения испытывал и ваш ребенок. Возможно наркотик для него сейчас – способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

  1. Оказывайте поддержку.

 « Мне не нравиться, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя и хочу тебе помочь» - вот основная мысль , которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать. Что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребенка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями. Постарайтесь найти больше времени для общения с ребенком и для совместных занятий, поощряйте интересы и увлечения подростка, которые смогут стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И помните, что сильнее всего на вашего ребенка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своем собственном отношении к алкоголю и табаку. Будьте уверены, дети видят, как вы сами справляетесь с собственными зависимостями. Пусть даже не такими опасными, как наркотик.

4.Обратитесь к специалисту.

Если вы убедились, что ваш ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему – обратитесь к специалисту. Не  обязательно сразу обращаться  к наркологу. Если у подростка еще не выработалась стойкая зависимость и наркотик для него – способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта. Будет очень хорошо, если сам подросток  сможет пообщаться с этими специалистами, которые смогут объективно оценить сложившуюся жизненную ситуацию и попробуют найти выход из трудного положения.

Если же вы чувствуете, что у вашего ребенка уже сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени – идите к наркологу. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Наркомания – тяжелое и коварное заболевание. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать о вас серьезных и длительных усилий. Наркозависимые люди часто испытывают чувство вины, страха, тревоги, чувство одиночества нарастает по мере роста зависимости от наркотика, поэтому не нарушайте семейные отношения с больным наркоманией человеком.

 


Бесплатные консультации окажут родителям в Службе психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, созданной при Амурском областном институте развития образования.
_
Квалифицированные специалисты готовы дать рекомендации по вопросам воспитания, образования, развития и социализации юных амурчан. Получить разъяснения можно по телефонам: 8(4162)226-247, 8(4162) 226-282.

#помощьродителям #бесплатныеконсультации